Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №30 города Ставрополя
355031, г. Ставрополь, ул. Серова, 272. Телефоны: 24-55-25. Электронная почта sch_30@stavadm.ru

Хам Екатерина Федоровна


Хам Екатерина Федоровна

Учитель русского языка и литературы

 

Стаж работы
в должности учителя - 2 года

 Творческая работа по теме:

 «Новые возможности для творчества в образовательной деятельности»

В каждом ребенке дремлет птица,

которую нужно разбудить для полёта.

Творчество - вот имя этой волшебной птицы!

В.А.Сухомлинский

Ох, уж этот русский язык! Такой удивительно сложный и глубокий, древний и новый, запутанный и непредсказуемый! И правда, измените место слова в предложении, поменяйте интонацию – и смысл сказанного приобретет совсем другое значение! Однокоренные слова порой отражают совершенно разное отношение к событию. Взять, например, слово «творчество». Кто из нас в детстве хотя бы раз не слышал строгую фразу в свой адрес: «Что ты натворил?» Или: «Что ты вытворяешь?» И как вдруг чудесным образом все преображается, когда звучит восторженное: «Кто сотворил это чудо?» Сотни таких примеров будят желание погружаться в недра и постигать таинства языка.

Ах, этот русский язык! Дивный, многогранный, эмоциональный, загадочный…!!! Какие удивительные возможности он предоставляет для коммуникации, восприятия жизненных реалий и нереальных впечатлений, трансляции их окружающим, для отражения самой себя в этом мире!

Ух, эти современные дети! Энергичные и пассивные, одиночки и экстраверты, жесткие и нежные, уверенные в себе и не очень, отрицающие авторитеты и ,наоборот, зависимые, ломающие стереотипы и стремящиеся к новому, ищущие свою дорогу и ошибающиеся. Микрокосмы, такие уникальные, но верящие, что их поймут. Как же интересно и здорово постигать все это!

Именно эти «ох», «ах» и «ух» привели меня на филологический факультет педагогического института, а затем в студенческий педагогический отряд краевой школы вожатского мастерства «45-я параллель», раскрывший веру в свою значимость, творческие и организаторский способности, личностный рост и умение работать над собой.

И когда встал вопрос, куда идти после института, колебаний было немного. Школа! Школа, в которой для меня чудесным образом совместились профессиональный лингвистический интерес, желание общаться с детьми, учить их, доносить красоту русского языка и важные личные метаморфозы.

Школа - это хорошо настроенный механизм, где взаимодействует очень много деталей, от слаженности которых зависит качество его работы и результата.

И одна из самых важных составляющих, которая отвечает за направление, душа всего механизма, находящая нужные ключи к сердцу растущего человека, - учитель.   Я - учитель русского языка и литературы. Мои первые шаги в педагогической деятельности… Первые уроки, открытия, ошибки. Первые впечатления от детских лиц, таких пока еще незнакомых и разных, но этим уже интересных.

В классах, где я преподаю, обучаются разные дети: с инклюзией, инофоны, билингвы, одаренные.  Дети, заинтересованные в получении знаний и наоборот.  Когда молодой специалист приходит в школу и встает напротив двадцати пар глаз, тогда в голове возникает вопрос о мере ответственности. Потому что именно ответственность не позволяет не подготовиться к вариативности непредсказуемого «детского вопроса».  Мне кажется, это тот самый рычаг, который направляет учителя к непрерывности расширения и обогащения своего мировоззрения.   Как говорил Конфуций: «Учитель и ученик растут вместе».  Мне нравятся «детские вопросы» своей сложностью и неожиданностью. Ключевой особенностью ученика является умение задавать вопросы.  Иногда наш разум не предполагает того решения проблемы, которое возникает на уроке у ученика, но его вариант тоже верный или может раскрыть другой аспект, имея при этом колоссальную значимость для всех окружающих.

У меня ни разу не возникло вопроса о возможностях образования для творчества. Тем более новых. Потому что я считаю, что они были всегда. А как же иначе? Я решила немного заглянуть в историю этого вопроса в педагогической науке.

Роже Кузине  – французский педагог - требовал упразднить традиционное обучение, так как оно тормозит творческое развитие. Обучение понимал не как воздействие учителя на ученика, а как работу ученика над своим развитием. Предложил метод свободной работы группами – как для игры и познавательной деятельности.

Януш  Корчак для своих учеников мог становиться неизменным выдумщиком и незаметным дирижером бесчисленных светлых игр, в которых дети обретают долгожданное самовыражение и раскрепощаются.

Василий Александрович Сухомлинский писал о том, что творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Он пропагандировал  творчество коллектива единомышленников.

Ну что же можно еще к этому добавить? Неужели выдающиеся умы прошедших лет сказали и сделали не все?

Я думаю, что любой учитель в своей деятельности в свое время должен творить свою историю. Учитель не может стагнировать, он должен развиваться каждый день и, используя полученные знания, трансформировать и преобразовывать их, чтобы это соответствовало современному этапу развития и уровню нового поколения. Для этого нужно искать нестандартные возможности для творчества в образовательной деятельности.  Образ учителя динамичен: он развивается в соответствии с  исторической действительностью.

В восьмидесятых годах вокруг публициста и теоретика педагогики Симона Соловейчика сформировалось сообщество педагогов нового времени, которые позже выпустили знаменитый Манифест новой демократической школы. Суть манифеста – в сотрудничестве ученика и учителя.

Я думаю, что в настоящее время это уже назвали СОтворчеством. Именно так мне представляются новые возможности современного образования.

Для меня новым опытом в реализации педагогического потенциала стало знакомство с такими направлениями, как театральная педагогика и элементы арт-терапии, очень близкие мне по духу. По мнению специалистов, замечательные возможности театральной педагогики позволяют объединять личностные творческие действия и импровизацию, связывают интеллектуальное, чувственное и эмоциональное восприятие; помогают ребёнку научиться  свободно пользоваться различными тонкостями родного языка, усваивать не одни только слова, но и «бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка». Конечно, это не ноу хау. Но я – молодой учитель. И я рада пользоваться имеющимся опытом и вносить в него что-то свое.

Помогает мне театральный кружок «Кульминация», которым я руковожу. Моя труппа – это те самые ученики, о которых я писала ранее. Дети открывают литературные произведения, героев и лучше понимают мотивы их поступков, сталкиваясь с нравственным выбором, и анализируют, отмечая авторские приемы.  Есть дети, которые приехали из Грузии, и русский является для них одним из самых сложных предметов, но любовь к литературе и театру, которую они развили в течение года, воодушевляет, поэтому и показатели по русскому языку улучшились.  К сожалению, на построение таких уроков отводится слишком мало времени, учитывая объём работы учителя и насыщенность школьных программ по литературе и русскому языку.  Ш.А. Амонашвили говорил о том, что творчество детей - это условие становления их личности…И знания нужно очеловечить в процессе веселого и счастливого учения. Поэтому внеклассная и внеурочная деятельность в современной школе приобретает особую значимость. И я считаю это современными эффективными возможностями для творчества с образовательными и воспитательными целями. Навыки, полученные мною в вожатской школе, помогают в жизни, и я стараюсь передать их своим ученикам. Такие социально-воспитательные ресурсы - тоже веяние нового времени, и они становятся прекрасным подспорьем в реализации образовательных задач.

Это дает отличные результаты и в социализации детей. Они учатся свободно общаться с людьми, выступать на сцене и не бояться выглядеть нелепо, коллективно работать и быть частью общей идеи. Ведь сыграть роль можно и для того, чтобы лучше понять самого себя. Очень уважаемый мной Шалва Александрович говорил о детях: "Ребенок - существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе". Согласна полностью. Сотрудничество приобретает форму сотворчества учителя и ученика. Очень важно, на мой взгляд, научиться этим правильно пользоваться.

Моя цель – подготовить ум замечательных ребят посредством опыта познавать окружающий мир. Но я помню, что каждый ребёнок – личность. И каждый ребёнок способен творить. Мне посчастливилось преподавать не только словесность, но вести театральный кружок у талантливых ребят, которые доверяют мне и позволяют прикоснуться к их светлым душам, мечтающим, творящим, искренним! Это ли не радость сотворчества?

Мы живем в 21 веке, в веке инноваций и новых технологий.  Если меняется информационное пространство и общественная среда, то под влиянием оказывается и ключевая фигура - человек.  И я стараюсь не отставать. Использую в своей работе особые возможности интернета для разработки с детьми развивающих сайтов.

Конечно, я еще учусь быть мастером своего дела, искать для каждой детской души подход. И, если он найден, возникает волшебство! Начинается творчество разума, находятся слова, закипает работа. Обязательно возникает волшебный «детский вопрос» – двигатель прогресса: «Почему?» Пусть дети найдут ответ сами.  А я им помогу. Пусть обрадуются: не только тому, что нашли, ещё и самостоятельно, ещё и учителя удивили, но и самому процессу поиска и творчества. Кому, как ни мне, филологу, окрылять детские души, заставлять сильнее сокращаться их сердечки, заражая своим учительским азартом.

Погрузившись в предложенную тему и полистав словари для определения более точного понятия творчества, я выявила для себя и своей деятельности принцип «трех С» - создавать, совершать, созидать. Тогда мы можем сформировать личность, способную не просто идти к высшей цели, но и чётко определять приоритеты этой цели не только для себя, а для всего общества в целом.

Мир – это место, где открыто множество путей в будущее; в котором еле заметны указатели, но если присмотреться, то все откроется. Три волшебных междометия «ох», «ах» и «ух»  помогли, и я нашла свой путь в этом мире. Как важно в жизни сделать правильный выбор! Моя профессия заставляет нас в какой-то мере оставаться детьми, жить с широко открытыми глазами, распахнутым сердцем и мечтающей душой. Работая в школе, я обладаю массой возможностей раскрывать детям секрет того, как выбирать свою дорогу в жизни. И как быть творцами не только школьных проектов, но и собственной судьбы.

Опрос

Актуально

Всероссийская олимпиада школьников 2020-2021

 

 

 

75-летие Победы в Великой отечественной войне

 

Памятка для родителей о необходимости использования светоотражающих элементов
Телефон доверия главы города Ставрополя

Вопросы защиты прав детей

Памятка

Ресурсный центр интеллектуального развития школьников города Ставрополя
Официальная страница гимназии на сайте bus.gov.ru

Календарь памятных дат военной истории России - 2019 год

Информация об административной ответсвенности за распространение у употребление наркотиков, лекарственных препаратов, спайсов
Государственная итоговая аттестация - 2021

Прием в 1 класс - 2020

Электронный классный журнал и дневник обучающегося

Зачисление в гимназию

Акция «Сообщи, где торгуют смертью»

 

Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность образовательной организации в части информационной открытости

 

 

 

 

Прием заявлений о зачислении в гимназию в электронной форме
Система предпрофильного и профильного образования

Алгоритм включения Интернет-ресурсов, содержащих запрещенную информацию
НСОКО Анкета для родителей "Независимая система оценки качества образования"

Приют безнадзорных животных «Лучший друг»

Противодействие коррупции

Безопасность

Безопасность

Профориентация школьников

 

Что может сделать родитель…или как не допустить беды

Контактные телефоны организаций Ставропольского края, оказывающих помощь семье и детям в кризисных ситуациях
Телефоны горячей линия

Об утверждении СанПиН
О поощрении золотой и серебряной медалью Ставропольского края

Методические рекомендации по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня
Памятка о незаконных сборах денежных средств