Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №30 города Ставрополя
355031, г. Ставрополь, ул. Серова, 272. Телефоны: 24-55-25. Электронная почта sch_30@stavadm.ru

Гривенная Екатерина Викторовна


Гривенная 
Екатерины Викторовны 

Учитель физики

Гривенная Екатерина Викторовна

Новая школа глазами современного учителя 

Только установление истории 
открывает нам истину 
и обосновывает концепции. 
Д. С. Лихачев
"История – мать истины"

 

Итак, я – современный учитель.

Сложно быть воспитанным в одно время, жить в другое и прогнозировать следующее.
Что я могу увидеть дальше? Прежде всего, я вижу…школу. Она была, есть и будет  как общественный институт, как неотъемлемая часть жизни, как этап биографии любого человека, как обязательное условие формирования и социализации личности.

Что значит – новая школа? Инновационная школа? Вся наша жизнь сопровождается инновациями. И школьная тоже. Переход от клинописи к иероглифам и алфавиту, от пера к шариковой ручке, а теперь и к клавиатуре… Что изменили эти инновации? Ведь главным осталась грамотность, достижению которой и должны были служить все новшества. Школа – постоянно эволюционирующее социальное явление. Воспитание и образование не являются неизменной категорией, они имеют исторический характер и изменяются вместе с изменением общества.
По мнению академика РАН Н.Н.Моисеева,  созданная человеком система образования и воспитания не однажды меняла направление судьбоносных русел истории, и нет для нации более важной задачи, чем развитие системы образования и воспитания и передача эстафеты следующим поколениям.

И именно та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему "УЧИТЕЛЬ", сделается лидером XXI века!

Еще раз: не та, где сегодня самый высокий уровень жизни и самая совершенная электроника, а тот народ, который сумеет обеспечить передачу эстафету знаний и культуры...

Конфуций  говорил, что путь в тысячу миль начинается с первого шага. Прежде чем посмотреть в будущее, оглянемся назад. Может, именно там находятся истоки успешности новой школы. 
Еще Аристотель выделил три стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное, составляющий одно целое,  соответствуя трем сторонам души,  каждая из которых требует особого воздействия.   Гуманизм эпохи Возрождения представлял собой, несомненно, прогрессивное явление. Педагоги-гуманисты ставили задачей воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами. Они уделяли большое внимание физическому и умственному воспитанию детей, которое содействовало бы развитию в них творческой активности, самодеятельности, вооружало их реальными светскими знаниями. Гуманисты считали, что обучение должно быть основано на наглядности и обеспечиватьсознательное усвоение знаний учащимися.

Демократ Ян Амос Коменский мечтал об установлении стройной и единой системы школ, преемственной на всех ступенях, которая должна была обеспечить всестороннее воспитание молодого поколения. 
Природосообразным, по Коменскому, является только такое обучение, которое строится с учетом возрастных особенностей детей. Коменский полагал, что школа должна давать детям всестороннее образование, которое развивало бы их ум, нравственность, чувства и волю. Исходя из принципа природосообразности, Коменский установил возрастную периодизацию. Поэтому он полагал необходимым с ранних лет планомерно развивать в детях все их физические и духовные силы, помогать им постоянно совершенствоваться.

Большое значение Коменский придавал внешнему виду школы. Он говорил, что школьное помещение должно быть просторным, светлым, чистым, украшенным картинами; при школе нужно посадить сад, чтобы он ласкал взоры детей деревьями, цветами, травами; в школе должна господствовать атмосфера бодрого, радостного, полезного труда.

Коменский высоко оценивал общественное значение деятельности учителей. “Им, — писал он, — вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем”. Он считал, что именно от учителя, который должен быть мастером своего дела и в совершенстве владеть искусством обучения, зависит успех работы школы; наиболее умелые и опытные учителя должны заниматься с начинающими, так как очень важно направить первые шаги ученика; учитель должен быть примером для своих учеников как в отношении внешнего вида, так и в отношении духовного облика и поведения, поэтому нужно, чтобы учителями становились люди честные и деятельные, которые любят свою профессию и постоянно заботятся о самосовершенствовании.

В своем труде “Человек как предмет воспитания», выдающийся русский педагог  К. Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог,— строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. Важнейшим средством нравственного воспитания Ушинский считал обучение. Он утверждал необходимостьтеснейших связей между воспитанием и обучением, доказывал важнейшее значение воспитывающего обучения. Все учебные предметы обладают, утверждал он, богатейшими воспитательными возможностями, и все, кто причастен к делу воспитания, должны помнить об этом при всех своих действиях, во всех непосредственных отношениях с учащимися, воспитанниками.

Итак, экскурс в историю можно было бы и продолжить, хотя все очевидно – школа прошла долгий путь развития и продолжает совершенствоваться.

Сегодня обществом предъявляются высокие требования к профессионалу XXI века, возрастают   требования к выпускникам высших учебных заведений,  школ, соответственно, к самим школам и преподавателям.     Данный вопрос обсуждается на самом высоком уровне. В послании президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года были названы основные положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», говорилось о необходимости модернизации школы.   
Главная особенность этого документа – компактное отражение всех ведущих идей великих педагогов прошлого о школе качественной, разумной и действенной, транслированное на волны современной, гиперинформационной жизни.

По мнению С. Л. Рубинштейна, «главное дело воспитания как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним встали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается. Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении — это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями, готовыми на все махнуть рукой, — тогда все им нипочем».
Я вижу новую школу последовательной и устойчивой, не судорожно скачущей в поисках новшеств, а детально и качественно анализирующей прошлый опыт, как позитивный, так и негативный, и главное – извлекающей уроки и исправляющей ошибки.

Я вижу новую школу не ворохе отчетов, самоанализов, докладов, а выполняющей свою главную миссию – учить, развивать,  воспитывать.

На мой взгляд, задача новой школы не передать ученику знания, а научить его самостоятельно добывать их, определять зоны знаемого и незнаемого, искать, сомневаться, анализировать, мыслить, ставить цели, определять задачи и пути их решения, что предполагает новый федеральный  государственный образовательный стандарт.

Школа должна решать проблемы дня сегодняшнего, но готовить учащихся к их будущей жизни. Результатом новой системы работы учителя, на мой взгляд, должны являться не только высокие показатели успеваемости, качества знаний, но и высокий уровень развития у учащихся познавательных способностей, внимания, памяти, воображения, понимания, рефлексии.

Всегда были, есть и будут умные и компетентные учителя, иначе откуда столько благодарных учеников, достигших успехов в своей жизни? Не думаю, что мультифункциональный учитель  – показатель качества новой школы.

Учитель новой школы – не просто человек, передающий информацию детям. Он является основой системы формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности.
Работа учителя новой формации  должна сочетать положительный опыт традиций с все время возникающими новыми потребностями, и по мере того, как растет скорость изменения условий жизни, должна расти и скорость поиска новых форм образования и воспитания, должно происходить включение в систему новых знаний и отбраковывание старых. Она позволяет нам жить активно, в вечном движении, в поиске и творчестве, оставаться молодыми. Мы имеем прекрасную возможность продолжить себя в воспитанниках.   

Я вижу основой новой школы систему взаимодействия и сотрудничества для решения образовательных задач, что предполагает принятие новой системы работы всеми учителями, учениками, родителями.  Только при таких условиях возможно добиться высоких результатов.

Опрос

Актуально

Всероссийская олимпиада школьников 2020-2021

 

 

 

75-летие Победы в Великой отечественной войне

 

Памятка для родителей о необходимости использования светоотражающих элементов
Телефон доверия главы города Ставрополя

Вопросы защиты прав детей

Памятка

Ресурсный центр интеллектуального развития школьников города Ставрополя
Официальная страница гимназии на сайте bus.gov.ru

Календарь памятных дат военной истории России - 2019 год

Информация об административной ответсвенности за распространение у употребление наркотиков, лекарственных препаратов, спайсов
Государственная итоговая аттестация - 2021

Прием в 1 класс - 2020

Электронный классный журнал и дневник обучающегося

Зачисление в гимназию

Акция «Сообщи, где торгуют смертью»

 

Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность образовательной организации в части информационной открытости

 

 

 

 

Прием заявлений о зачислении в гимназию в электронной форме
Система предпрофильного и профильного образования

Алгоритм включения Интернет-ресурсов, содержащих запрещенную информацию
НСОКО Анкета для родителей "Независимая система оценки качества образования"

Приют безнадзорных животных «Лучший друг»

Противодействие коррупции

Безопасность

Безопасность

Профориентация школьников

 

Что может сделать родитель…или как не допустить беды

Контактные телефоны организаций Ставропольского края, оказывающих помощь семье и детям в кризисных ситуациях
Телефоны горячей линия

Об утверждении СанПиН
О поощрении золотой и серебряной медалью Ставропольского края

Методические рекомендации по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня
Памятка о незаконных сборах денежных средств